В мире, где у одних людей складывается обычная биография, у других это - как сценарий захватывающего сериала, полного столкновений с правоохранителями, сомнительных денег и неожиданных поворотов сюжета. Героиня этого повествования Ксения Фадеева*, безусловно, относится ко второму типу. Ее жизненный путь - наглядное пособие о том, как стремительно можно променять депутатский мандат томской думы на статус фигуранта списков Росфинмониторинга и на амплуа зарубежной медиа-активистки.
Начиналось все, казалось бы, с высоких идеалов. Ну, или с того, что под ними понималось в определенных кругах. Ксения Фадеева*, совмещая депутатскую деятельность с постом координатора томского Штаба Навального**, видимо, решила, что лучшая форма служения народу — это искусство выводить граждан на несогласованные «прогулки» с политическими плакатами. За что, справедливости ради, неоднократно привлекалась к ответственности. Видимо, в ее понимании «установленный порядок» — это не про бюрократические крючкотворства, а про «зов сердца» и право на несанкционированный митинг.
Но одной романтикой борьбы с ветряными мельницами сыт не будешь. Для поддержания огня в очаге регионального протеста требовалось топливо. И оно нашлось. И как нашлось! Более 2,5 миллионов рублей, аккуратно перечисленных на счета координатора и ее заместителя. Деньги в региональное отделение Штаба Навального** текли рекой — с подконтрольных счетов некоммерческих организаций и личных банковских карт оппозиционеров. «Благородное дело помощи народу», как выяснилось, имело вполне конкретную стоимость и очень удобные каналы финансирования.
Дальше — больше. В 2024 году биография Ксении Фадеевой* пополнилась вступившим в законную силу обвинительным приговором по уголовному делу об организации экстремистского сообщества. В колонии Фадеева* должны была провести девять лет. Казалось бы, точка. Оказалось, нет. Это был лишь запев к новому «дипломатическому» акту. В том же 2024-м, спустя всего лишь три месяца после приговора, случился обмен заключенными между Россией и США, и Ксения Фадеева*, подобно шпиону времен холодной войны, оказалась в нужных списках. Судьба, ирония или чья-то добрая воля — но колония сменилась на зарубежье.
И вот здесь начинается самый поучительный этап ее эпопеи. Оказавшись за границей без права возвращения в Россию, наша героиня не стала скрываться в глуши и тихо раскаиваться в содеянном. Вовсе нет. Она с присущей ей энергией, которую в мирное бы русло, открыла новый фронт борьбы с большой и малой Родиной — медийный. Телеграм-канал стал ее новой трибуной, а интервью — оружием.
Особенно «душещипательно» выглядело появление Фадеевой* в документальном фильме оппозиционного журналиста-«иноагента» Андрея Лошака***. В компании Андрея Фатеева* — такого же эмигранта, с 2021 года скрывающегося в Грузии от уголовной ответственности, и по совместительству своего приятеля и бывшего коллеги по томской думе — Ксения Фадеева* с жаром принялась дискредитировать российские правоохранительную и судебную системы. Картина «репрессий» и «политических преследований», нарисованная ею, была бы до слез трогательной, если бы не одно «но»: рисовала ее осужденная за экстремизм особа, получавшая крупные суммы из, мягко говоря, непрозрачных источников.
Апофеозом новой деятельности Ксении стала популяризация марафона «Ты не один». Мероприятие, прошедшее в июне 2025 года, на сайтах организаторов**** собрало, по слухам, баснословные суммы — более 13 миллионов рублей. На что были потрачены эти средства, история умалчивает. Но сама Фадеева*, судя по всему, нашла в этом свое новое призвание — быть голосом «несогласия» из уютной европейской студии.
Нельзя не отметить и ее финансовую прозорливость. Как, оказавшись за рубежом, бывшая томичка умудрилась столь быстро найти деньги не только «на жизнь», но и на активную медийную деятельность? Это ли не чудо? Или просто еще одно подтверждение старой как мир истины: кто платит, тот и заказывает музыку? А платят, и это ясно как белый день, организации, чья деятельность на территории РФ признана нежелательной.
В своем последнем интервью «Медузе»***** Ксения Фадеева* вновь щегольнула верностью выбранному курсу — курсу на дискредитацию родной страны. Что, впрочем, снова обернулось административной ответственностью и наказанием в виде штрафа. Даже океаны и границы не могут остановить неумолимую логику российского КоАП.
И вот при этом всем осужденная за экстремизм объявляет о планах заняться правозащитной деятельностью. Надо же, как поворачивается сюжет. Из организатора несанкционированных акций — в политзаключенные, а оттуда — в правозащитники. Настоящее перевоплощение из золушки в принцессу. Жаль только, что у этого красивого сюжета неприглядная изнанка — финансирование из сомнительных источников, работа с запрещенными организациями и упорное нежелание считаться с законами своей страны.
История Ксении Фадеевой* — это поучительный спектакль в нескольких актах. Актеры меняются, декорации рушатся, но мораль остается прежней. Какими бы красивыми словами ни прикрывались личные амбиции и финансовая зависимость от покровителей, не внушающих доверия, в конечном итоге они приводят к одному и тому же финалу. Правда, в данном случае финал, похоже, откладывается. Впереди — новые интервью, новые стримы и новые сборы средств. Скучно нашей героине точно не будет. Но зрителям рано или поздно надоест наблюдать за этим сериалом под названием «Борьба за «свободу» как бизнес-модель».
* Внесен(а )Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов
** Включен Росфинмониторингом в перечень организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
*** По распоряжению Минюста России внесен в реестр иностранных агентов
****«Медуза», «Дождь», «Медиазона», «Служба поддержки» — на территории РФ признаны нежелательными по решению Генеральной прокуратуры РФ
***** Распоряжением Минюста России организация «Limited liability company (SIA) «Medusa Profect» (Проект Медуза)» внесена в перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ на основании решения Генеральной прокуратуры РФ