ТомскВт, 16 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Движение вверх: как томский инженер «превратился» в воздухоплавателя

В августе прошлого года в Томской области появился обладатель собственного воздушного шара - единственного в регионе. Купил его Василий Котченко не только ради личного хобби - ранее он прошел обучение на пилота свободного аэростата, и воздухоплавание стало не просто увлечением, а еще и работой. Вторым шагом в этом направлении после приобретения шара стало создание воздухоплавательного клуба «Вверх», в начале сентября он отметит свой первый день рождения. Подняться в небо на воздушном шаре могут не только члены клуба - «Вверх» активно проводит ознакомительные полеты для желающих взглянуть с высоты на родные просторы. Об уже сбывшихся и пока что нереализованных мечтах Василий Котченко рассказал в интервью для SM-News.

#Интервью
Движение вверх: как томский инженер «превратился» в воздухоплавателя
#Интервью
В августе прошлого года в Томской области появился обладатель собственного воздушного шара - единственного в регионе. Купил его Василий Котченко не только ради личного хобби - ранее он прошел обучение на пилота свободного аэростата, и воздухоплавание стало не просто увлечением, а еще и работой. Вторым шагом в этом направлении после приобретения шара стало создание воздухоплавательного клуба «Вверх», в начале сентября он отметит свой первый день рождения. Подняться в небо на воздушном шаре могут не только члены клуба - «Вверх» активно проводит ознакомительные полеты для желающих взглянуть с высоты на родные просторы. Об уже сбывшихся и пока что нереализованных мечтах Василий Котченко рассказал в интервью для SM-News.

29 июня – ИА SM.News. — Вам 37 лет — в принципе, Ваше детство еще могло прийтись на те времена, когда мальчишки грезят о небе, мечтают стать летчиком. Было такое?— Нет, в детстве у меня такой мечты не было, другим увлекался. После школы учился на инженера в Томском политехническом университете, потом на инженера систем управления и автоматизации, но работал с 18 лет в сфере электрики и энергетики. А мечты летать появились всего года три назад. Товарищ был близок к теме воздухоплавания и предложил выучиться на пилота воздушного шара — или если правильно говорить, на пилота свободного аэростата. Я подумал — почему бы и нет. И вот на данный момент воздухоплавание для меня — не только хобби, но и основная сфера деятельности, большая, трудоемкая и очень интересная работа. Затянуло оно меня, переманило.— Где Вы учились на пилота и чему там учат?— Сейчас единственный у нас в стране учебный центр, где готовят пилотов свободного аэростата, находится в подмосковном Дмитрове, это воздухоплавательный клуб «Аэровальс». Вообще, Дмитров, можно сказать — туристическая мекка воздухоплавателей и любителей такого отдыха. Там базируется огромное количество таких клубов, и бывает, что вечерами или по утрам в небо взмывает по 40-50 аэростатов. Очень красивое зрелище.

Обучение в «Аэровальсе» — это профессиональная переподготовка, вы по окончании летных курсов получаете удостоверение пилота в Росавиации — так же, как пилоты частных самолетов или пассажирских авиалиний. Это серьезная учеба — проходишь медкомиссию, после курсов сдаешь теоретический и практический экзамены. Конечно, на все это нужны не только желание летать, но и время, и деньги. Только теоретическая подготовка ежедневная длится три недели. Техника безопасности, правила полетов, медицинское сопровождение, навигация, метеорология, эксплуатация воздушных шаров, их техническое обслуживание — курс достаточно большой и информационно насыщенный. Плюс тебе надо налетать определенное количество часов с инструктором, чтобы получить допуск к практическому экзамену. Когда я обучался, курс стоил больше 200 тысяч рублей. И все занятия в очном формате, то есть там надо и жилье снимать на это время, и перелеты оплачивать.— Вы первый раз на воздушном шаре там поднялись или раньше уже случалось?— Первый привязной подъем у меня был много раньше, чем появилось это увлечение. Лет за 15 до этого, наверное. То есть представление какое-то имел об этом, но не знал, когда пошел учиться, что воздухоплавание настолько затянет меня. Вот первый свободный полет был уже в Дмитрове, во время учебы. У нас был мастер-класс с президентом российской федерации воздухоплавания Иваном Меняйло. Это чемпион России по воздухоплаванию, вместе с Федором Конюховым установил мировой рекорд по длительности беспосадочного полета на воздушном шаре — 55 часов 15 минут.

Так вот, при первом моем свободном полете на шаре эмоции, конечно, зашкаливали. Это свобода, это другое пространство, другой взгляд на жизнь… Когда перед тобой лежит плоская земля, у тебя одно понимание пространства, времени, объема фигур. Наверху все по-другому. Это надо видеть, трогать, чувствовать.

— Тот шар, на котором сейчас летаете, он Ваш на пару с товарищем? И как шли к его покупке? Вообще, это была прямо необходимость — купить свой шар или можно было и без него обойтись, устроиться пилотом к кому-нибудь другому?— Это мой личный шар, у товарища свой есть. После курсов было понятно, что без собственного шара уже никак. Получил профессию — надо ей заниматься, летать, радовать и себя, и других. Конечно, можно было устроиться на работу к тому, у кого шар уже есть, но пришлось бы переезжать далеко, в другую часть страны — у нас в Сибири воздушные шары по пальцам пересчитать можно. Основная масса воздухоплавателей, как я уже говорил, находится в Центральной России: Московская область, Тверская, Тульская, Великий Новгород, Великие Луки. Ну вот, в Хабаровске есть еще хороший большой клуб. А у меня жена, двое детей — переезжать было бы проблематично.

Такой шар, как у меня — 2,5-3 тысячи кубометров, со всем дополнительным оборудованием, стоил от полутора миллионов рублей, а сейчас, может, уже и около двух. Сначала пробовал собрать деньги краундфандингом, не пошло дело. Пришлось залезть в долги ради этой покупки — нашелся человек, который дал денег на шар, теперь рассчитываюсь потихоньку, оправдываю доверие.— С точки зрения безопасности шар долго служит? И кто вообще контролирует его безопасность?— Зависит от того, насколько интенсивно он эксплуатируется. После определенного количества часов полета, указанных в руководстве по эксплуатации, шар должен проходить технический осмотр для получения сертификата летной годности. Если оболочка по прочности проходит, оборудование выполняет свои функции — он может и дальше летать безопасно. Есть шары, которые и по 5, и по 8 лет уже летают. Технический осмотр проводится собственником шара — эти знания тоже входят в курс обучения, но есть и контролирующий орган — Росавиация, у нее мы раз в два года обязаны проходить сертификацию шара.— А шар отечественного производства? Я к тому, что сказалась на таком увлечении история с санкциями?— Производство отечественное, но ряд материалов и прочих составляющих импортные. Однако пока есть их запасы, насколько я знаю, производство шаров в России не остановилось. Но ситуация текущая, конечно, сказывается. И в техническом плане, и в том, что цены растут. Многие люди, которые хотели бы с нами полетать, пока что вынуждены отказывать себе в этом, говорят: мы обязательно придем, когда все наладится.— Сколько стоит полет в вашем клубе и сколько времени люди проводят в воздухе за эти деньги?— Стоимость свободного полета в среднем составляет 25 тысяч рублей «за корзину». В целом все приключение длится четыре-пять часов. Это встреча в городе, путь к месту взлета, сам полет длительностью плюс-минус час, путь обратно. Наверное, изначально у каждого возникает вопрос, почему так дорого. Но после того, как человек поднимается, думаю, становится ясно, что эта сумма не с неба берется. Подготовка к полету и сам полет — это долгий и трудоемкий процесс, и само оборудование не дешевое. Ценник сформирован на основе опыта наших коллег и ситуации на топливном рынке.

— С учетом цен полет на воздушном шаре пассажиры, наверное, по большому счету к какой-нибудь знаменательной дате планируют. Романтические полеты часто бывают? Может, предложения кто-нибудь делал в воздухе?— Да, влюбленные пары встречаются среди пассажиров. Нельзя сказать, что это основной наш контингент, но есть такие романтики. Свидание необычное парни девушкам устраивают или день рождения. Предложение руки и сердца у нас никто еще не делал, а вот в целом в международном воздухоплавании это не редкость — есть даже «особые» шары, с куполом в виде сердечка, и больше половины из них приходится на Россию, здесь хорошо зашла эта тема.— Что о климатических условиях Сибири можете сказать — насколько они подходят для полетов на воздушном шаре?— Ограничения для воздушных шаров, конечно, существуют — приземный ветер при свободных полетах не должен превышать 5-6 метров в секунду. Да и чисто физически надуть шар и поднять его в небо в более сильный ветер будет крайне сложно, никто просто не станет этим заниматься. Если идет сильный дождь или снег, значит, погода нестабильна — тот же ветер может подняться. Да и в принципе летать в такую погоду некомфортно, и оборудование укладывать тоже. Так что да — шар в этом плане капризное устройство. Наш клуб «Вверх» еще не все сезоны прошел. Но осень, зиму, весну отлетали — можно сказать, что нормально, бывает у нас погода для полетов. Тем более, что если есть туча на небе, можно рядом лететь — бывает такое, что попадаешь между тучами в «окно», где светит солнышко. Очень красиво, заряд положительных эмоций обеспечен.— А местность у нас в регионе подходящая? И есть ли у вашего клуба определенная площадка для полетов?— В этом плане главное, чтобы у сопровождающих на машине была возможность подобрать тебя с шаром после полета. Мы же улетаем километров за 20-30. Пока летим, за нами двигается автомобиль — то есть, должна быть проходимая территория для него с техническим подъездом прямо к месту приземления. Оборудование все тяжелое, таскать его на руках до транспортного средства невесело. А так, люди и в горах летают — для этого необязательна равнинная местность.

Мы в клубе по опыту полетов уже знаем места, где удобно взлетать в тот или иной ветер. Но все это просто поле в окрестностях города, где можно разложить шар и подняться. Естественно, все это согласовано с отделом воздушного движения, мы подаем заявку с планом полета, ждем согласования, перед полетом и если нужно, во время него тоже, связываемся с диспетчерами местных авиалиний — не просто так, конечно, что сели и полетели. А зимой с привязными подъемами нам очень помог Томский политехнический университет — на территории стадиона «Буревестник»мы работали. Жаль, конечно, что не везде в городе можно подняться на воздушном шаре — мешают электросети и прочие коммуникации. Может, когда-нибудь их все перенесут под землю и мы сможем развернуть шар на том же месте в Томске, где в 1791 году Александр Радищев запустил первый воздушный шар за Уралом и вообще один из первых в Российской Империи.— Расскажите теперь про последователей Радищева, свой клуб «Вверх» — кто в него входит, кроме вас, чем занимаетесь помимо ознакомительных полетов для пассажиров?— В основном составе нас пятеро на данный момент: я, Михаил Манаков, Александр Рябцев, Илья Зайцев, Дмитрий Фролов. Есть еще несколько сотоварищей, которые нам помогают с разными моментами. На перспективу есть большое желание привлекать к воздухоплаванию молодых ребят, в том числе школьников. Это будет и общее развитие тоже воздухоплавателям ведь надо знать и математику, и физику, и инженерию, и метеорологию, и электронику, и радиоэлектронику. Для таких целей, конечно, одного желания мало — надо опять же вкладывать деньги. Но, думаю, найдем мы со временем и финансовую помощь на это. Может, спонсоров или на грант заявимся. Все это в планах, мы работаем на это.— Что еще в планах и мечтах есть?— Была мечта попасть этим летом на Чемпионат России по воздухоплавательному спорту, он проходил с 11 по 17 июня в Великих Луках. Очень хотелось представить наш Томск, наш регион. К сожалению, не успели вовремя собрать средства на эту поездку, пришлось отменять регистрацию. Хотя братство воздухоплавателей очень дружное, федерация готова была предоставить шар там на месте, чтобы не везти свой через полстраны. Будем надеяться, к следующему году все сложится благополучно.

Есть вообще грандиозная мечта — провести в Томске фестиваль воздушных шаров. Людям будет очень интересно: представляете, над Томском парит 10-15 воздушных шаров. Красиво! Это усилит и туристическую привлекательность региона, и инвестиции поможет привлекать — в общем, много составляющих. Мы работаем сейчас в этом направлении, есть вероятность, что первый фестиваль удастся провести уже этой осенью. Воздухоплавателям всегда интересно посмотреть новые места, новые краски увидеть, новую природу. Я вот налетал уже больше 100 часов, а все равно каждый полет завораживает. Так что пилоты из других регионов готовы приехать. От погоды, конечно, многое зависит. Надеемся, не подведет.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.